Рисование с натуры шара»
— Какие по форме предметы окружают нас?
— Какие вы знаете плоские и объемные предметы?
— С помощью каких художественных средств можно передать объем предмета?
— Перечислите, какие геометрические тела вы знаете?
Любой предмет окружающей нас действительности имеет форму геометрического тела, но чтобы на плоском листе бумаги передать объем предмета нужно правильно распределить на нем градации света и тени.
Блик – световое пятно с четкими градациями на поверхности предмета.
Светом условно называют те части поверхности, которые повернуты к источнику света и получают от него наибольшее количество световых лучей.
Полутень – поверхности расположены под углом к источнику света и слабо освещаются его скользящими лучами.
Собственная тень – предмет отбрасывает тень от попадания на него прямых лучей от источника света.
Повернутые к источнику света стороны освещены и рассеивающей освещенностью переходит в тень, что и подчеркивает объем шара.
Отраженный свет от поверхности, на которой лежит шар, называется рефлексом.
Тень – поверхности предмета, на которые не падают лучи света.
Падающая тень – прямые лучи света не достигают поверхности предмета в результате загораживания их другим предметом.
Граница света и тени на сферической поверхности криволинейна и не имеет четкой границы. Падающая тень соответственно имеет эллиптическую форму.
Обратите внимание, блик на глянцевой поверхности выражен более четко, чем на поверхности матовой.
При рисовании шара обозначается тень и световая точка.
Штриховка – дугообразная на поверхности шара и прямолинейная на фоне.
III. Самостоятельная работа.
Последовательность построения шара.
Посредине листа проводится горизонтальная и вертикальная линии, на них на них откладываются равные отрезки и соединяются плавной кривой линией. Намечается точкой самая освещенная часть шара. Тонкими линиями намечаются светотени, тени, рефлекса, блика. После этого приступаем к штриховке. (На классной доске преподаватель наглядно демонстрирует очередность выполнения рисунка шара).
Штриховка шара выполняется одним тоном, затем наносится второй слой штриховки, выделяется тень.
«Невиданные звери»
Группа 1,2
Материал: коряги, гуашь, кисти, дополнительный материал (природный и бросовый).
- Давайте закроем глаза и представим, что мы попали ночью в лес. Не видно ничего: ни деревьев, ни кустов, ни зверей. На ощупь мы пробираемся сквозь лесную чащу и под руки нам попадается коряга – не простая, а заколдованный зверь.
– Вот и вышли мы на светлую полянку, открыли глаза и посмотрели на своего животного и определили, нужно ли что-то ему добавить (крылья, глаза, хвост) из дополнительного материала.
– Сейчас мы станем волшебниками и оживим зверей с помощью красок. Не забывайте, что животные сказочные, поэтому они могут быть самых необыкновенных расцветок. Вспомните о дружных красках, какие цвета получаются при их смешивании; какие цвета красиво сочетаются друг с другом, подумайте, какими узорами можно украсить разные части животного.
2. Выполнение работы.
– Вот и вернулись звери и птицы в свой сказочный лес. Очень хочется узнать, кто же спрятался в корягах?
– Расскажите, кого вы расколдовали?